1 декабря исполняется 231 год со дня рождения математика Николая Лобачевского
Сегодня 231 год со дня рождения великого математика и деятеля университетского образования и народного просвещения Николая Ивановича Лобачевского.
В 1827 году Николая Ивановича назначили ректором Казанского университета. На этом посту он вёл напряжённую научную и педагогическую работу. Математик заведовал университетской библиотекой, был хранителем музея, инициатором издания и редактором «Учёных записок Казанского университета». По его инициативе при университете была построена новая обсерватория, одна из лучших в то время, которая начала работать на год раньше Пулковской.
Лобачевский также стремился увлечь студента патриотическим идеалом учёного-гражданина, который «высокими познаниями составляет честь и славу своего Отечества». Математик настаивал на совершенствовании способностей человека, на гармоническом сочетании специальной подготовки с общим развитием и освоением эстетической и этической культуры.
Основой методико-педагогической теории Лобачевского были постоянное внимание к воспитательным аспектам науки, поиски философских основ научного знания, оптимальных педагогических средств и путей передачи этого знания. Вопросы, связанные с обучением в школе, наиболее полно и систематизировано рассмотрены им в работе «Наставление учителям математики в гимназиях».
Николай Лобачевский разработал план ступенчатого изучения математики в гимназии – постепенное восхождение от чувственного восприятия к формированию отвлечённых понятий и суждений, их доказательству. Философские позиции учёного определили его подход к вопросу о цели и содержании образования, связи обучения с жизнью, о воспитывающем характере обучения, соответствии содержания и методов обучения возрастным возможностям учащихся и многом другом.
Николай Иванович во многом предвосхитил идеи русских педагогов 60-х годов XIX века в оценке реального образования как основы развития личности. Обучение педагог рассматривал как единый процесс умственного и нравственного развития ребёнка, ведущую роль в воспитании «начал нравственности» отводил преподаванию литературы и истории, подчёркивал огромную воспитательную роль родного языка.
Важную роль в реализации учебно-воспитательных задач Лобачевский отводил методам обучения, выделяя как главные – аналитические и синтетические и подчёркивая значение практических. Особое внимание он уделял ученическим сочинениям и литературным беседам, считая последние наиболее творческим элементом учебного процесса.
Главным научным достижением Николая Лобачевского является созданная им новая геометрическая система – так называемая неевклидовая геометрия, или геометрия Лобачевского, изложенная в его труде «О началах геометрии».
Николаю Ивановичу принадлежит ряд фундаментальных работ в области алгебры и математического анализа. В области анализа Лобачевский получил новые результаты в теории тригонометрических рядов. Им же установлен один из наиболее удобных методов приближённого решения уравнений, в последствии названный в честь великого математика.