НаукаНовости

Научные школы педагогических вузов России. Часть первая

В подведомственных Министерству просвещения России вузах действует ряд научных школ. Их участники занимаются углубленным изучением многих направлений, проводят научные исследования, направленные на развитие российской науки. В материале о работе некоторых педагогических университетов.

Государственный университет просвещения

 

Предметная область – филология.

 

Год основания – 2012.

 

Руководитель – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской классической литературы факультета русской филологии Ирина Александровна Киселева.

 

Участники – 14 человек – студенты, магистранты, аспиранты, кандидаты и доктора наук.

 

Достижения – более 200 опубликованных результатов исследований.

 

Концепция филологической научной школы Государственного университета просвещения состоит в обновлении трактовок художественных произведений русских классиков, в выявлении неотмеченных ранее закономерностей художественного мышления писателей, уточнении принципов изучения словесного произведения искусства и творческой индивидуальности.

 

Научно-поисковой вектор исследования основывается на единстве аксиологического, социально-исторического и художественно-эстетического подходов.

 

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Предметные области – математика, информатика, физика, методика.

 

Год основания – 2003.

 

Руководитель – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, ректор вуза Александр Михайлович Коротков.

 

Участники – 134 человека – студенты, магистранты, аспиранты, кандидаты и доктора наук.

 

Достижения – более 1000 опубликованных результатов исследований.

 

Волгоградский государственный социально-педагогический университет проводит исследования в области теории и методики обучения математике, информатике и физике в общеобразовательных школах, а также подготовке будущих учителей по этим направлениям.

 

Исследования реализуются в формате сетевых проектов, объединяющих ученых, преподавателей вуза, учителей-практиков, студентов-исследователей и даже одаренных школьников.

 

Государственный профессионально-педагогический университет

Предметные области – педагогика, профессиональное образование.

 

Год основания – 1978.

 

Руководитель – директор научно-образовательного центра профессионально-педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор Владимир Анатольевич Федоров.

 

Участники – 44 человека – студенты, магистранты, аспиранты, кандидаты и доктора наук.

 

Достижения – более 440 опубликованных результатов исследований.

 

Научная школа Российского государственного профессионально-педагогического университета ведет свои исследования в сфере теоретико-методологического обоснования, технологического обоснования и технологического обеспечения опережающего развития многоуровневого и профессионально-педагогического образования как детерминанта инновационных изменений социально-экономических, идейно-политических и культурно-бытовых условий.

 

Государственный университет просвещения

Предметные области – история, педагогика, дисциплины общего профессионального цикла.

 

Год основания – 2015.

 

Руководитель – доктор исторических наук, профессор, декан факультета истории, политологии и права, заведующий кафедрой истории России средних веков и нового времени Вардан Эрнестович Багдасарян.

 

Участники – 17 человек — студенты, магистранты, аспиранты, кандидаты и доктора наук.

 

Достижения – более 500 опубликованных результатов исследований.

 

Еще одна научная школа Государственного университета просвещения базируется на авторской методологии аксиологического анализа в объяснении исторических и общественно-политических тенденций и явлений, а также на связи политологических дисциплин с философией, культурологией, социологией и историей.

 

В рамках исследований идет оперирование понятием «ценность», позволяющим акцентировать внимание на мировоззренческой, этической и эстетической стороне общественного бытия.

 

 

Основоположником научной педагогики в России считается русский педагог и писатель Константин Дмитриевич Ушинский (1823 — 1870).

 

Новатор педагогики полагал, что с раннего возраста надо знакомить детей с народной культурой, произведениями устного народного творчества. Большую роль в педагогической системе Ушинского играла естественная история.

 

Текущий год в России по указу президента РФ Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Он приурочен к 200-летию со дня рождения Ушинского.

 

Цели года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.