НовостиОбщество

Передовые практики наставничества. На тематической площадке в Мордовии профессиональным опытом обменивались ведущие специалисты

В Саранске состоялась первая окружная сессия в рамках Всероссийского Форума наставников-2023. Мероприятие собрало более 400 ведущих специалистов в области наставничества Приволжского федерального округа.

С приветственным словом выступили Председатель Правительства Республики Мордовия Дмитрий Поздняков, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации Татевик Карабекян, министр образования Республики Мордовия Елена Солдатова и ректор Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва Дмитрий Глушко.

Актуальные вопросы

В рамках сессии участники обсудили актуальные вопросы по наставничеству и обменялись опытом.

 

Как отметила Татевик Карабекян, множество практик успешно реализуются в образовательных организациях. По ее словам, систематизация наставничества на федеральном уровне позволит поддержать педагогов и усилить их вклад в экономику страны.

«Для того, чтобы молодые специалисты сразу могли реализовывать функции, обозначенные работодателем, необходимо применять систему наставничества, начиная со школьной скамьи. Например, в рамках проекта «Профессионалитет», который реализуется Министерством просвещения Российской Федерации, образовательные организации вместе с предприятиями занимаются обучением и воспитанием студентов. Погружение в корпоративную культуру помогает студентам быстрее войти в производственный процесс»
Татевик Карабекян
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения РФ

Опыт регионов

В ходе обсуждения представители региональных органов власти, предприятий и образовательных организаций Мордовии поделились своими практиками наставничества.

 

По словам Елены Солдатовой, в республике с 2020 года действует Республиканский наставнический центр, а также принята Региональная программа наставничества в сфере образования. Это позволило сформировать кадровый резерв в системе среднего профессионального и дошкольного образования и решить вопрос с дефицитом кадров в сельской местности.

 

Ульяновская область также продемонстрировала свой опыт поддержки наставничества в регионе. Как рассказал директор Института развития образования Сергей Андреев, на территории региона в 2020 году впервые в России был принят закон «О статусе педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность на территории Ульяновской области». Благодаря заложенным в законе механизмам, обеспечивается достижение цели, направленной на повышение социальной значимости и престижа педагогического труда. Была введена должность «педагог-наставник», приняты другие нормативные документы, которые определяют критерии отбора, обучения и систему мотивации наставников.

 

Интерес к введению двойных специальностей, таких как «врач-наставник», в республиканской системе здравоохранения выразила заместитель Министра здравоохранения Республики Мордовия Ольга Кшняйкина. По её словам, такой подход позволит оформить правовой статус наставника, а также реализовать мотивационную программу, как материальную, так и нематериальную.

Наставничество на производстве

Важной темой встречи стал опыт реализации наставнических программ на предприятиях.

 

В «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» выстроен уникальный вертикально-образовательный проект по подготовке собственных кадров через систему наставничества совместно с образовательными организациями. Студентов с первого курса интегрируют в корпоративные программы и погружают в корпоративную культуру. Для этого в организации реализуется ряд инициатив по наставничеству, среди которых конкурс «Лучший наставник года», «Школа наставников» и другие.

«После запуска проектов и программ наставничества вовлеченность молодых специалистов предприятия выросла на 26,5 процента, а текучесть кадров среди молодежи снизилась на 3 процента»
Елена Репина
Начальник отдела развития и оценки персонала «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ»
«Предприятия реального сектора экономики говорят о важности определения профстандартом конкретного функционала наставника, его компетенций. Это позволит на законных основаниях получать заработную плату, сохранять стаж работы, иметь возможность уйти на пенсию в определенные сроки. Мы думаем над мерами стимулирования наставничества, и для этого пользуемся опытом коллег, которые работали над законом о волонтёрстве»
Татевик Карабекян
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения РФ

Справочно

Организатором первой окружной сессии в рамках Всероссийского Форума наставников-2023 выступил Государственный университет просвещения.

 

Государственный университет просвещения – один из старейших университетов, входящий в топ-100 лучших вузов страны и топ-20 по подготовке лингвистов и переводчиков. В нём обучается около 13 тысяч студентов со всей России и других стран.

 

Всего во Всероссийском форуме приняли участие более 13 тысяч человек, включая представителей региональных органов исполнительной власти, предприятий, образовательных организаций, а также представителей социальной сферы.

 

Мероприятие проходило с 23 по 24 октября 2023 года.