НовостиОбщество

Сегодня 141 год со дня рождения выдающегося педагога Виктора Сороки-Росинского

Виктор Николаевич родился 26 ноября 1882 года в городе Новгороде-Северском. Он учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета на одном курсе с Александром Блоком.

После университета Сорока-Росинский в течение года слушал курс психопатологии академика Владимира Бехтерева и работал в Военно-медицинской академии в психологической лаборатории. Этот период сыграл важную роль в профессиональном становлении педагога-учёного.

В 1906-1908 годах Виктор Николаевич поместил в журнале «Вестник знания» пять публикаций, посвящённых педагогике, психологии детского чтения и мировосприятия, а также проблемам социологии молодёжи разных стран.

Его первые статьи были подписаны псевдонимом В. Росинский — девичьей фамилией матери, а после перемен в России в 1917 году он стал Сорокой-Росинским, объединив фамилии обоих родителей.

Параллельно с научно-исследовательской и просветительской деятельностью Виктор Николаевич занимался практической педагогикой. Он работал в известной Стрельнинской гимназии под Петербургом, где не только преподавал историю, но и занимал должность классного наставника.

В период работы в Стрельнинской гимназии Виктор Николаевич написал и опубликовал серию статей о школьной реформе, о создании новой школы, и о воспитании чувства гордости за свою страну.

С 1918 по 1920 год Виктор Николаевич работал в училище Путиловского завода. Оно было известно своими педагогическими инновациями и представляло собой комплекс учебных заведений — городское отделение, колония для детей-сирот, детсад, подготовительные курсы, клуб. Там впервые были организованы группа продленного дня и питание детей в школе. Позднее практика распространилась на всю страну.

В сентябре 1920 года Сорока-Росинский возглавил особый детский дом для мальчиков-беспризорников — «Школу социально-индивидуального воспитания имени Достоевского для трудновоспитуемых». Ядро педагогического коллектива составили его единомышленники, товарищи по Путиловскому училищу — Элла Люминарская, Константин Меденников, Александр Попов.

«Воспитание есть не столько сообщение знаний и нравственных идей, сколько тренировка душевных и физических сил, так как сам человек ценен не по тому, сколько он знает, а по тому, что и сколько он делает», — писал Виктор Сорока-Росинский.

Опыт создания единого коллектива педагогов и воспитанников Виктор Николаевич обобщил в работах «Лекции по коллективной педагогике», «Учение о строении и развитии школьных коллективов», «Введение в коллективную педагогику» и других.

Виктор Сорока-Росинский также преподавал в Педагогическом институте имени А.И. Герцена (ныне — Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена), где готовил воспитателей для работы с беспризорными и трудными детьми.

Также он работал учителем русского языка и литературы сначала в 233-й женской школе, затем в 260-й школе. Его уроки принципиально отличались от традиционных. Вместо учебников — придуманные им считалки, необычные слова, которые прочно врезались в память учеников. Все изучаемые правила были представлены в виде таблиц. Во время урока учитель писал таблицы на доске, вслух повторяя каждое слово, каждый знак. Ученики — то же самое в своих тетрадях. У ребят работали одновременно слух, зрение, мускульная сила и собственная сообразительность — это давало четырёхкратный эффект.

Сорока-Росинский разрабатывал и применял в учебном процессе различные дидактические игры, которые давали быстрый и устойчивый результат — двоечники начинали получать твёрдые тройки, а большинство учащихся — четвёрки и пятёрки.

В конце 50-х годов Виктор Николаевич вышел на пенсию, но продолжал активную деятельность — писал историю своих педагогических взглядов, сотрудничал в газетах, составлял методические пособия для школ.