С именем Ломоносова напрямую связана история педагогической мысли и просвещения России XVIII века. Он занимался организацией учебного дела в стране, преобразовывал работу академической гимназии и университета, внедрял классно-урочную систему обучения, разрабатывал учебные планы, программы по предметам, фундаментальные методические учебные пособия.
Именно Ломоносовский период в педагогике и просвещении называют новым периодом русской образованности.
Кроме того, Михаил Васильевич разработал оригинальную педагогическую теорию, отличающуюся заботой о человеке, опорой на национальные традиции.
Самобытность первого русского академика как педагога состоит и в том, что он боролся со старыми представлениями в педагогической области, создавал и внедрял оригинальные идеи по воспитанию и образованию молодёжи. Особое внимание Ломоносов уделял практической значимости знаний.
Именно Ломоносов во времена, когда языком науки была латынь, не просто ввёл преподавание на родном языке, но и отстаивал в своих трудах эту необходимость, подчёркивая всё богатство и величие русского языка.
Он написал книгу «Российская грамматика», которая стала на тот момент лучшим учебником для русской школы, и даже несколько столетий спустя труд не потерял своей научной актуальности.
Создавая русскую научную терминологию, Ломоносов явился основателем научного языка и русской педагогики, введя в употребление её основные понятия и термины — воспитание, гимназия, занятия, класс, учебный год, лекции, обучение, познание, учение, урок и многие другие.
Также Ломоносов был основоположником и зачинателем исторической науки в нашей стране. Он дал науке истории то патриотическое и демократическое направление, по которому она развивается и в современных условиях.