Специалисты за партой. В российских школах введена ранняя профориентация
Новый формат раннего выбора профессии заработал в школах со 2 сентября. Введение профминимумов в 6-11 классах не затерялось на фоне новшеств Года педагога и наставника, таких, как единые программы и учебники по предметам, старт ФГОС, инновационный проект капремонта школ.
По мнению создателей программы, обретение интереса к профессии уже в школе поможет прирастить промышленный потенциал страны. А родители ожидают, что это – новая возможность для детей не только не ошибиться в выборе направления для учебы, но и приобрести профнавык, который можно получить ещё в школе.
Профориентация в школах существовала ещё во времена СССР
Современная профориентация основана на опыте предыдущих поколений и инновациях XXI века. Программа объединила федеральный проект «Успех каждого ребёнка» в рамках нацпроекта «Образование» и другие разработки профильных ведомств и ведущих исследовательских центров в области образования. В долгосрочной перспективе целью введения профминимума уже в школе ставится такая серьёзная задача, как «развитие экономики и укрепление технологического суверенитета страны».
О базе новой системы профориентации в школах, призванной обеспечить ранний выбор и самореализацию для каждого школьника, ещё весной рассказывал Министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Важно, что система профминимума, которая внедряется сейчас, появилась не на пустом месте. Деление по направлениям обучения в 5-7 классах, на предпрофильные и профильные классы в школах по разным специальностям работают уже несколько лет.
Мнение профессионалов
Эксперты утверждают, что будущее системы образования – в мультикомпетенциях, когда одна профессия сочетает 2-3 и больше навыков, поэтому выбирать жизненный путь нужно как можно раньше. Кроме того, направления для нового профобучения в школе выбраны самые востребованные и продвинутые – инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские и другие.
Современная система профориентации включает в себя «урочную форму», или теорию – на уроках физики, например, рассказывают о том, как применяются знания по этому предмету в какой-то профессии или на предприятии. Для учителей разработаны сценарии уроков, которые можно скачать на сайте до начала занятия.
Занятия «Россия – мои горизонты» – это классные часы по четвергам, которые ведёт педагог-навигатор. Это и обзоры, и введение в специальность, и тестирования на платформе «Билета в будущее», в которых принимают участие и родители школьников.
Практическая часть, мастер-классы и «Лаборатория будущего» – это не просто экскурсии, рассказы и показы на заводах, студиях, фирмах и фабриках, а прямое общение с будущим работодателем. Школы заключают соглашения с учебно-производственными комплексами на предприятиях, если они там есть, или с профильными образовательными организациями уровня высшего и среднего образования, напрямую с компаниями. Они организуют профессиональное обучение школьников – старшекласснику дают первые производственные навыки. И вместе с аттестатом выдают свидетельство о приобретении профессии.
Так выстраивается система раннего приобщения детей к профессии, где есть и теоретическая база, и тестирования, и мастер-классы в местах будущей учебы и даже настоящая работа на производстве.
На момент внедрения есть три ступени профессионального минимума – базовый (не менее 40 часов в учебный год), основной (не менее 60 часов в учебный год), продвинутый (не менее 80 часов в учебный год). Спустя год-два базовый минимум могут упразднить. Также раннюю профориентацию в школах вводят для всех, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.